О расстановках
26.04.2012, посмотрело: 21023
Системный подход в психотерапии родился в середине XX века. Предполагается, что семья представляет собой единую систему, жизнь которой подчиняется определенным законам. Их нарушение приводит к детско-родительским, супружеским, родственным конфликтам, разводам, неудачным попыткам создать семью, болезням и прочим неприятностям жизни. И наоборот, цепочка счастливых семейных событий вполне может продолжаться из поколения в поколение, если семья крепкая, а отношения в ней гармоничны. Согласно этой теории, все части единой семейной системы взаимосвязаны, поэтому как бы обособленно мы ни чувствовали себя в современном мире, отношения с родными объективно либо служат нам опорой, либо тяжким грузом. Человек рассматривается как часть своей семейной системы, соответственно корни многих его проблем можно найти в истории его семьи, рода.
Как давно существует этот метод?
Основоположником метода семейных расстановок является немецкий психотерапевт Берт Хеллингер, который долгое время был священником. Впоследствии, проходя многочисленные обучающие семинары, он аккумулировал опыт гештальт-подхода, первичной терапии Янова, сценарный анализ Эрика Берна, подходы семейной и провокативной терапии, НЛП и пришел к собственному системно-феноменологическому подходу в психотерапии, ориентированному на динамику конкретной семейной системы. Первые труды с описанием данного метода были опубликованы в Германии 16 лет назад. С тех пор метод активно развивался многочисленными учениками Хеллингера и завоевал множество сердец благодарных психотерапевтов и клиентов.
Что дает людям использование данной методики на практике?
Методы семейных расстановок позволяют избавиться от проблем, которые иными путями решить бывает невозможно. Потому что корни многих проблем кроются в особенностях нашего рода. В семейную систему входят семейная пара, их родители, бабушки, дедушки. Судьбы прабабушек и прадедушек, по мнению Хеллингера, влияют слабее. Но, как показывает практика, нередко корень проблемы, существующей у человека сегодня, следует искать в пятом или шестом поколении предков. Так называемые переплетения с собственными предками порождают тяжелые, повторяющиеся в нескольких поколениях рода трудные судьбы.
Как выглядит метод системных расстановок на практике?
Это краткосрочная групповая терапия. Участник группы, с проблемой которого идет работа (так называемый «клиент»), выбирает из других участников тех, кто будет играть роли членов его семьи. Например, если клиентка говорит, что у нее проблемы с мужем или детьми, она должна найти кого-то на роль самой себя, а также мужа и детей (мы называем это «выбором заместителей»). Затем клиентка, следуя своим чувствам и внутренним представлениям о своей семье, а также инструкциям ведущего, расставляет заместителей по комнате. А потом происходит удивительная вещь: заместители начинают чувствовать то, что на самом деле ощущают члены семьи, которую они представляют, причем несколько поколений! То есть совершенно чужие люди вживаются в роль так, что могут ясно выразить, что происходит в незнакомой им семье. Благодаря этому не нужно многословно говорить о событиях, произошедших в семье клиента. Тем более что для нашей работы имеют значение не все события и не все члены семьи.
Почему человек переплетается с предками?
Самое главное для человека в семейной системе ощущать принадлежность к ней. Чувство принадлежности к семейной системе дает избавление от вины. Член системы ради принадлежности к своему роду иногда готов пожертвовать собственным счастьем. Часто в расстановках людей, судьбы предков которых затронула война, убийство, ранняя смерть, мы наблюдаем, что клиент остается рядом с жертвами тяжелых событий. Так человек верит в то, что им можно помочь. Так проявляется любовь. И в процессе расстановки и клиент, и терапевт могут найти лучший способ любить.
Кто входит в семейную систему?
-родные и сводные братья и сестры
-мать, отец, первые партнеры родителей
-родные дяди и тети
-предыдущие и нынешние партнеры, мужья (жены)
-дети (родные, приемные, усыновленные, абортированные)
-бабушки, дедушки (иногда их братья или сестры, если у них выдалась особенно тяжелая судьба)
-прабабушки и прадедушки (иногда до 5-7 колена), если случились особенно тяжелые события внутри семьи)
-интегрированные в систему лица (няни, кормилицы, человек, оказавший большое влияние на жизнь семьи, например, оставивший наследство)
Нынешняя или родительская семья?
Родительская семья-это та, в которой человек является ребенком, а нынешняя система та, где он муж или жена, партнер, отец или мать. Какая из систем будет расставлена, решает терапевт при выяснении запроса.
Какие события имеют значение?
Был ли у вас, вашего мужа (жены), партнера, кого-то из ваших родителей (иногда бабушек, дедушек) жених (невеста), большая любовь, с которыми расстались до брака?
Есть ли у вас (вашего партнера) зачатые до брака дети?
Есть ли у вас сводные братья и сестры?
Усыновляли ли вы (ваши родители) ребенка?
Был ли у вас (ваших родителей, бабушек) ребенок, который умер?
Был ли у вашей жены, предыдущей партнерши аборт?
Вы (ваша жена, ваш муж, ваш отец, ваша мать) потеряли рано одного или обоих родителей?
Знает ли каждый из вашей семьи обоих своих родителей?
Умер ли кто-нибудь из женщин в родах?
Исключил ли себя (был исключен) кто-то из членов семьи?
Были ли у ваших детей (у вас) расставания с одним из родителей или с обоими родителями (например, госпитализация в раннем возрасте, болезнь матери, повлекшая за собой разлуку с ребенком, воспитание у бабушки, дедушки или тети, так, что ребенок порой предпочитал / до сих пор предпочитает этого человека матери)?
Есть ли в семье случаи тяжелой физической или душевной болезни?
Есть ли внутри семьи тенденции к самоубийству?
Случались ли удары судьбы (бегство, потеря имущества и состояния, потеря работы)?
Плохо поделенное наследство?
Был ли кто-нибудь осужден?
Находился ли кто-нибудь в концлагере? Есть ли среди членов семьи жертвы войны и военных преступлений? Погибшие? Был ли отец (дед) в плену? Есть ли в семье случаи самоубийства? Убийства?
Есть ли в семье кто-нибудь, кто очень религиозен? Ушел в монастырь? Стал священником?
Есть ли в семье алкоголизм или другие зависимости?
Происходила ли вынужденная потеря Родины?
Были ли среди членов вашей семьи люди разных стран, национальностей, религий?
Булимия, анорексия, мигрени, боли в пояснице, ревматизм, кожные или другие тяжелые заболевания?
В основе всех кризисных моментов лежит нарушение потоков любви?
Хеллингер называет это порядками любви в системе. Один из порядков любви это принадлежность к семейной системе. Каждый в своей семейной системе имеет право принадлежать к ней. Если кто-то из родственников совершил нечто страшное и ужасное, к примеру убийство или предательство, если кто-то не одобряется, известно, что он пьяница, вор или сидел в тюрьме как уголовник, и он исключается из семейной системы, то именно его программы перенимаются потомками. Если мы кого-то исключаем из нашего рода, то нарушается первый порядок любви. Потомки боятся повторить его судьбу, тем не менее, именно это и случается. Таким образом семейная система заботится о том, чтобы все принадлежащие к ней были признаны. Хеллингер говорит, что наша душа не принадлежит нам, что мы принадлежим одной большой душе, которая живет, экспериментирует и использует нас для проявления себя. И если мы исключаем кого-то, то таким образом отказываемся признавать целостность этой большой души.
Когда нарушается порядок любви, тогда нарушается и поток энергии. Второй порядок любви это иерархия в системе: те, кто пришел в систему раньше, имеет преимущество. Таким образом, наши бабушки и дедушки имеют преимущество перед родителями, а родители перед нами. Старшие имеют преимущество перед более молодыми, и мы должны их уважать. В странах, где нет уважения к родителям и прошлым поколениям, где забывается опыт семьи и вырезаются целые страницы из семейной истории, потому что один предок, допустим, был дворянином, а другого раскулачили, там происходят страшные кризисы и падения. В Китае же и Японии, к примеру, где существует культ предков и проявляется всяческое уважение к ним, каковы бы они ни были, где культуры являются более традиционалистскими, мы видим экономический расцвет.
Существует еще один порядок любви, согласно которому новая система имеет преимущество перед старой. Если человек снова вступает в брак, то его новая семья имеет преимущество перед старой. Если у мужчины рождается ребенок от другой женщины, он должен уйти в новую семью.
А если он не уходит и ничего не желает знать об этом ребенке?
Значит, он отказывается от ребенка. И тогда нарушается этот порядок любви.
А если мать ребенка встречает другого мужчину?
Этот мужчина сможет дать что-то хорошее ребенку только в том случае, если всегда будет помнить о том, что где-то есть истинный отец ребенка, а он этого ребенка только воспитывает. Если новая семья исключает отца ребенка, то сам ребенок будет проявлять качества, привычки своего биологического отца, а иногда копировать и его судьбу.
Одним из порядков любви также является баланс «брать-давать». Для сохранения отношений в паре очень важно давать столько, сколько ты сам готов принять, а другой готов отдать. Если один из партнеров в семейной паре постоянно берет у другого, который не прочь давать, то первому придется уйти для того, чтобы восстановить баланс. Вот почему многие так называемые неравные браки распадаются: один из партнеров ничем не может возместить другому его вклад в отношения. Тот, кто не может отплатить, начинает злиться и в конце концов уходит. Очень часто, чтобы восстановить равновесие, партнеры в семье начинают компенсироваться в негативном. «Ах, он так, ну тогда я ему так…» такой обмен способствует очень глубокой, но болезненной связи. Поэтому, если уж вам очень хочется компенсировать ущерб таким образом, то плохого можно вернуть чуть меньше.
Родители дают детям, а дети принимают потоки энергии от родителей. Если дети в какой-то ситуации начинают себя чувствовать родителями своих родителей это тоже нарушение порядка любви, потому что тогда они обращены в прошлое и, как правило, замещают для своих старших предков. То есть вынуждены повторять их судьбы, не имея возможности жить своей жизнью.
А если мать ведет себя как ребенок?
Ей нужно признать своих родителей и получить от них поток любви.
Даже от мертвых?
Да, потому что мы все живем в одной большой душе. Мертвые в этом смысле всегда живы рядом с нами.
К ним можно мысленно обращаться за помощью?
Можно мысленно обращаться, можно подчеркивать важность этих людей в своей жизни, можно всякие обряды совершать. Важно помнить и уважать тех, кто был до нас: не стоит осуждать, не стоит считать себя лучше и выше предков, не стоит приписывать их заслуги себе.
Как отражаются на семейной системе аборты?
Аборты очень плохо отражаются на отношениях мужчины и женщины, нередко приводят к разрыву. Только в том случае, если мужчина и женщина могут признать свою ответственность, принять абортированного ребенка в свое сердце, пережить страшную боль и со всем мужеством начать все заново, отношения могут выжить.
А как отражаются аборты на судьбе других детей этой женщины?
Другие дети иногда могут отождествиться с абортированным ребенком и играть не только свою роль в системе, но одновременно и роль абортированного или рано умершего ребенка, они могут замещать или переплетаться с таким ребенком это называется системными переплетениями. В особенности так происходит, если мать это сделала по легкомыслию, если мать и отец не признают, что на них лежит ответственность. В этом случае для матери честнее было бы сознаться себе, что она убила его, признать этот факт, тогда ребенок не чувствовал бы себя исключенным из системы. Об абортах лучше не рассказывать своим детям эта ответственность лежит на родителях.
Люди, у которых были абортированы братья или сестры, отличаются особой заботливостью к окружающим, они могут взять и вырастить чужого ребенка, они очень склонны заботиться о детях-сиротах, они словно ищут в других людях своих не рожденных братьев и сестер. Одна молодая женщина, которая постоянно испытывала неуверенность в себе, ощущала физическое бессилие, ей казалось, что никто ее не понимает и никто не может разделить с ней свою жизнь, что все ее отвергают. В процессе расстановки выяснилось, что до ее рождения и после ее рождения мать делала аборты. Она отождествлялась с этими детьми, которых отвергла ее семейная система, и не могла жить полноценной жизнью. Только когда детей признали, она смогла освободиться от тяжелых чувств, построить отношения с окружающими людьми, выбрать профессию.
Как формулировать запрос?
Чаще всего разрешимая проблема отличается от неразрешимой тем, что ее можно выразить одной фразой, и каждый может ее понять. Нередко участники в течение семинара изменяют свой запрос, поскольку лишь опыт других помогает научиться видеть то, что действительно важно. Это может быть и проблема отношений и трудность в поиске партнера, рождения ребенка, некоторые состояния, чувства, с которыми трудно справляться и вроде нет для них видимых причин, заболевания, проблема выбора и другие.
Взгляд расстановки не прикован к проблеме, которую нужно решить, или симптому, который нужно снять, он концентрируется на том, что должно обрести порядок, гармонию или покой в душе. Отсюда появляется то, что приносит решение.
Как же выясняется, что проблема связана именно с историей предков?
Обычно в расстановку вводятся все новые и новые лица, пока мы не находим, кто именно стал корнем проблемы. Руководитель расстановки наблюдает за малейшими изменениями, происходящими в системе. Иногда заместители членов семьи после появления новых фигур или смены места говорят: «Мне стало намного лучше, я чувствую себя комфортней и увереннее».
Каким опытом вы обогащается ведущий во время своих практических занятий?
Возможности расстановщика ограничены его личной проработанностью. У каждого человека есть свои проблемы, в том числе и у самого психолога. И там, где у психолога есть непроработанный личностный материал, там, где ты не силен в своей судьбе и жизни у тебя может быть слепое пятно в работе. Ты не видишь этих проблем и в другом. Чего психотерапевт не смог сделать для себя, того он не сможет сделать и для другого. Поэтому хороший психотерапевт должен все время работать над собой. Каждый практикующий психолог, чтобы получить сертификат любой школы, должен пройти определенное количество часов личной психотерапии, когда он сам является клиентом.
Очень часто мы мыслим шаблонно. Человеческая логика совершенно неправомерна и неправильна, часто важным оказывается совсем не то, что ты представляешь себе. Любая расстановка открытие подлинного состояния вещей, возможность прикоснуться к тому, что есть на самом деле. В ходе расстановки ты открываешь факты, которые и клиенту были неизвестны. Любая расстановка всегда является открытием подлинного мира. Происходит избавление от иллюзий. Большинство наших болезней имеют системные причины. Самая суть этого метода показывает, как сильно люди влияют друг на друга, как мы связаны со многими ближними и дальними.
Что в результате?
В какой-то момент человек, заявивший свою проблему, занимает свое место в расстановке, при этом он имеет возможность прожить и прочувствовать все события, которые показывает расстановка, увидеть образ-решение. Это помогает проделать самую тяжелую работу-работу души: проживание боли потери, страха, расставания, сопричастности, открыть сердце для любви. Происходит встреча на новом уровне с близкими людьми, понимание глубинных причин возникших отношений. В это время многие люди чувствуют освобождение от вины, тяжести, чувства изгоя, осознают по-новому свою трудность, видят раннее не предполагаемое решение своей проблемы, ощущают связь с событиями из далекого прошлого. При этом появляется внутренняя сила, ресурс, на который дальше можно опираться, происходит воссоединение или принимается твердое решение о расставании. После расстановок по-новому звучат слова: сила рода, любовь, прощение, принятие, смирение, уважение, ответственность за свою судьбу.
В заключение слова Хеллингера: «Для счастья нужно и смирение, и мужество».
Похожие записи
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.